Глубинка online: как победители «Культурной мозаики» перешли в интернет
«Мир уже не будет прежним» — эта фраза в 2020 году обрела особый смысл. И все из-за пандемии короновируса. Миллионы людей были вынуждены оказаться в самоизоляции, ограничить социальные контакты и совершать привычные действия — от работы и покупок до занятий спортом — с помощью дистанционных технологий. Прошедшей весной вся жизнь, казалось, перешла в онлайн: привычными явлениями стали онлайн-уроки, онлайн-тренировки, онлайн-вечеринки и онлайн-концерты.
Дистанционные технологии добрались и до российской глубинки. Среди тех, кто смог адаптироваться к вынужденным ограничениям, — победители Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» при поддержке Фонда Тимченко. Это десятки команд неравнодушных жителей небольших городов и сельских районов, которые реализуют социокультурные проекты на своих территориях и объединяют местные сообщества, чтобы сделать жизнь в глубинке лучше. Теперь победители «Культурной мозаики» готовы поделиться успешным опытом реализации проектов с помощью интернет-технологий.
Победа в конкурсе при поддержке Фонда Тимченко в 2019 году стала для сотрудников детской библиотеки небольшого города Малая Вишера Нижегородской области знаковым событием. Благодаря полученному гранту им удалось запустить проект «Волшебный мир театра» и исполнить давнюю мечту горожан — открыть первый в городе детский кукольный театр, который получил название «Тросточка». Так у подрастающего поколения появилась возможность не только посещать спектакли в качестве зрителей, но и самим освоить искусство кукольного театра: команда проекта сформировала два театральных коллектива и организовала постоянные мастер-классы для детей по изготовлению кукол, декораций, декламации и технике вождения кукол.
Весной должна была состояться долгожданная премьера спектакля «Царевна лягушка», к которой и организаторы, и творческий коллектив готовились несколько месяцев, однако, объявленная пандемия короновируса потребовала пересмотреть все планы. «Конечно, сначала вся команда испытала разочарование и шок, ведь пришлось отменить премьеру спектакля, к которой так долго готовились дети-участники театрального кружка, ждали премьеру и зрители, — отмечает автор проекта «Волшебный мир театра» Любовь Ефимова.
Виртуальный театр
В апреле организаторы приняли решение адаптировать работу театра под новые реалии и использовать интернет-технологии. «Было сложно представить себе, как вообще театр может работать в сети, — рассказывает руководитель проекта. — Но наша команда очень творческая и креативная, и, несмотря на то что пришлось многому учиться, мы смогли перейти в онлайн-формат в той мере, в какой это вообще возможно сделать в случае кукольного театра». Начали с малого: записали для зрителей десять видео-знакомств с главными «артистами» — тростевыми куклами-персонажами сказочных спектаклей — и выложили их в социальные сети. Видеоролики получили хорошие отклики зрителей, и тогда руководители кукольного кружка Анна Гранкина и Екатерина Ершова решили попробовать для себя новый формат и записали онлайн мастер-класс по созданию текстильных кукол. Уже размещено восемь частей видео-уроков, и съемки ещё продолжаются.
Всё это время команда проекта, его участники и зрители с нетерпением ждали
открытия кукольного театра и возможности показать новый спектакль «Царевна лягушка», но, к сожалению, до сих пор театр для посетителей закрыт. «Участники театрального кружка очень хотели показать свою работу ведь кукол для спектакля они делали сами и тогда родилась идея — записать видеоверсию спектакля “Царевна лягушка”», — рассказывает Любовь Ефимова. В середине июня на страничке проекта в социальных сетях состоялась онлайн-премьера долгожданного спектакля. Правда, привлечь юных артистов из-за эпидемиологических ограничений не удалось, но созданные ими тростевые куклы в полной мере показали своё мастерство.
Теперь уже можно смело сказать, что переход в онлайн-формат принес и свои плоды. По словам Любови Ефимовой, аудитория проекта «Волшебный мир театра», несомненно, расширилась благодаря виртуальному пространству. «В рамках «перестройки» проекта на онлайн-формат мы закупили необходимое оборудование для записи онлайн-спектаклей, — отмечает автор проекта. — В будущем, даже после снятия ограничений, мы планируем выпускать такие версии спектаклей, чтобы как можно больше людей смогли с ними познакомиться».
Фестивали online
Пожалуй, самыми необычными мероприятиями «Культурной мозаики» этой весной стали онлайн-фестивали. Один из таких — арт-фестиваль «Танцующий лёд», который организовали сотрудники Таймырского краеведческого музея (г. Дудинка, Красноярский край), ставшие победителями конкурса Фонда Тимченко в 2019 году. «Наш проект привязан к конкретной дате, которая связана с природным явлением — ледоходом на Енисее, который проходит один раз в год, — рассказывает автор проекта «Танцующий лёд» Лейла Ландина. — В течение года мы проводили ознакомительные, познавательные и рекламные мероприятия для жителей Таймыра и планировали завершить проект масштабным арт-фестивалем во время ледохода, но пандемия короновируса существенно ограничила наши возможности».
Команда Таймырского краеведческого музея приняла решение провести очный фестиваль в следующем году, но и этой весной не оставаться в стороне от главной задумки проекта. В апреле в рамках «Танцующего льда» стартовал новый фотоконкурс «Ледоход на Енисее», по итогам котором в социальных сетях музея состоялась онлайн-выставка. А главным интернет-событием проекта стал фильм о ледоходе, который организаторы сняли с помощью приобретенного на грантовые средства квадрокоптера.
«Фильм получился потрясающим, и благодаря ему многие, кто хотел приехать на мероприятие и не смог по ограничительным мерам, смогли ознакомиться с этим природным явлением онлайн», — отмечает Лейла Ландина. Съемки велись с прямо ледохода, а помощь в их организации оказала администрация Дудинского морского порта: так, по словам Лейлы, у проекта даже появился новый партнёр. «Мы также заметили, что с переходом в онлайн формат к проекту присоединились с активным участием те жители Таймыра, которых мы изначально воспринимали как пассивных наблюдателей, прежде всего, молодёжь», — делится автор проекта.
На другом конце России, в Пушкиногорском районе Псковской области, коллектив музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» в конце весны провёл онлайн-фестиваль «Хлебное место». Проект с таким названием победил в «Культурной мозаике» в прошлом году, а его основой стала давняя «хлебная» история Пушкиногорского района: издавна местные жители традиционно занимались хлебопашеством, помолом зерна и выпечкой хлеба. В рамках проекта была организована экспедиция «Хлебный путь» для поиска, описания и фотофиксации мест бытования мельниц в 19 веке, исследования исторических и архивных материалов, опроса местных жителей, записи воспоминаний. На основе результатов экспедиции была создана карта «Хлебное Пушкиногорье».
Итогом проекта должен был стать масштабный фестиваль «Хлебное место», однако, по словам автора проекта Натальи Виноградовой, большинство фестивальных мероприятий из-за эпидемиологических ограничений пришлось перевести в онлайн-формат. «На фестиваль мы выделили целый день 31 мая и провели его на нашей странице в ВКонтакте, — рассказывает Наталья Виноградова. — Мы опубликовали видеоотчет о нашей “хлебной” экспедиции, провели онлайн-выставку работ художника Морданова, опубликовали карту “Хлебное Пушкиногорье”».
Успешный опыт проведения фестиваля в виртуальном пространстве дал многое команде проекта. «Мы научились очень активно работать в онлайн формате, многие участники освоили формат видеосъемки и обработки видеоматериалов», — делится Наталья Виноградова. Несмотря на позитивные отклики участников онлайн-фестиваля, команда проекта решила провести фестиваль в очном формате грядущей осенью, чтобы все желающие могли поучаствовать в увлекательных конкурсах, а также попробовать продукцию местных предприятий на фестивальной ярмарке.
Учиться дистанционно
Почти год в городе Добрянка Пермского края реализуется проект-победитель «Культурной мозаики» 2019 года «Креативное пространство “Штаб”». Его команда под руководством Ивана Свистунова обучает местных ребят новым технологиям: цифровому дизайну, 3D-моделированию и даже конструированию беспилотников. После введения ограничительных мер участники проекта смогли быстро переориентироваться на дистанционный формат обучения. «В начале периода самоизоляции мы были растеряны и не знали, как нам переориентировать всю образовательную деятельность в онлайн-формат, — рассказывает Иван Свистунов. — Но постепенно мы перевели наши курсы по 3D-моделированию и компьютерной графике в онлайн-общение с теми ребятами, кто уже занимался в нашем “штабе”».
Этот опыт оказался положительным, и в начале апреля команда проекта решила набрать еще одну группу для прохождения онлайн-обучения. Несмотря на то, что в период эпидемии многие крупные образовательные платформы предоставляли бесплатный доступ к курсам для всех желающих, по словам Ивана Свистунова, у креативного пространства «Штаб» было большое преимущество — возможность общаться индивидуально с каждым учеником, а не просто выкладывать заранее записанные уроки.
«Еще до введения ограничительных мер мы планировали расширить нашу аудиторию и подключить жителей соседних сёл посредством онлайн-образования, — рассказывает автор проекта. — Мы только начинали собирать информацию о том, какими возможностями обладают наши потенциальные ученики, поскольку не везде есть стабильный интернет и компьютерная техника». Ситуация с короновирусом, можно сказать, «подтолкнула» команду добрянского проекта к более активной работе в онлайн-образовании, и теперь организаторы рассчитывают, что к осени они будут готовы подключить к проекту ребят из соседних сёл.
В городе Верхний Уфалей Челябинской области победители «Культурной мозаики» обучают местных реб3ят не новым технологиям, а, напротив, старинному мастерству звонарей и приобщают их к искусству колокольного звона. Но и команде проекта «Верхнеуфалейская школа звонарей» этой весной пришли на помощь дистанционные технологии. «В связи эпидемией коронавируса с начала апреля работа «Верхнеуфалейской школы звонарей» полностью перешла в онлайн-режим, — говорит автор проекта Дарья Кильметова. — При этом мы не заметили особых трудностей перехода в новый формат, а наша команда великолепно справилась с поставленной задачей».
Команда школы звонарей запустила на своей странице в социальных сетяхдве новых рубрики. «Посмотри, чему я научился!» — рубрика, в которой каждую неделю все желающие могут посмотреть видео с учениками школы из разных наборов в главной роли. Кто-то обучается на протяжении уже 6 месяцев, кто-то 3 месяца, а кто-то только лишь начинает свой музыкальный путь. И все они готовы поделиться полученными умениями и навыками колокольного искусства. Вторая рубрика — «Знакомство со звонарём». В этой рубрике все желающие могут познакомиться с биографией не только местных звонарей, но и звонарей российского и международного уровней. Также в режиме онлайн этой весной в рамках проекта проводились уроки по литургике, истории колокольного звона и практические занятия на колокольне г. Полевской (Свердловская область) и г. Челябинска. Сейчас практические занятия проводятся в обычном режиме на передвижной звоннице Верхнего Уфалея с распределением учеников по времени и соблюдением профилактических мер.
«Благодаря онлайн-мероприятиям наша аудитория изменилась и расширилась, мы смогли привлечь заинтересованных людей, с которыми начались занятия в онлайн-режиме и постепенно переходят в оффлайн», — отмечает Дарья Кильметова. По её словам, даже при условии возвращения к привычному режиму работы, онлайн-площадка проекта не останется без внимания: будут введены новые рубрики, онлайн-мероприятия — ведь это вызывает интерес у аудитории и привлекает большое число потенциальных учеников школы.
Автор коллективный