Мошенничество: ложная проверка приборов учета воды и замена счетчиков

Поверка приборов учета ресурса воды или электроэнергии – процедура, при которой проверяется исправность работы приборов. На каждый водомер или электросчетчик завод-изготовитель устанавливает свой межповерочный интервал, по истечении которого прибор необходимо поверить заново.

О сроках проведения очередной процедуры поверки или замены прибора учета свидетельствует штамп в паспорте на прибор. Паспорт – обязательный документ на каждое измерительное устройство. У каждого прибора есть четкий регламент службы.

Несмотря на это, в последние годы набирает обороты мошенничество с поверкой поквартирных приборов учета. Это не только один из самых распространенных, но и довольно прибыльный вид мошенничества, который влетает собственникам в копеечку и грозит проблемами с коммунальными службами в будущем.

Наверное, многие находили у себя в подъездах или в почтовых ящиках объявления о необходимости срочной замены или поверки приборов учета. Чаще всего такие бумаги подписаны Водоканалом или некой «городской службой ЖКХ». В объявлении говорится о необходимости провести поверку или замену в связи с распоряжениями Правительства, постановлениями администрации и в таком духе.

Но даже если вы просто выбросили эту бумагу в мусор, мошенники не сдаются. По дому начинается обзвон. Причем звонки поступают на стационарные телефоны жильцов. Чаще всего, такими телефонами пользуются как раз пенсионеры. Позвонивший представляется специалистом Водоканала или Энергосбыта. Не чураются мошенники сослаться и на местный ЖЭК. Главное, чтобы жертва поверила в полномочия и не бросила трубку.

Жильца запугивают, что у его поквартирных приборов учета вышли сроки эксплуатации, вкратце рассказывают про процедуру поверки. Обещают, что после техобслуживания жилец станет меньше платить за воду или свет. Разговор насыщен сложными терминами, обещанием неминуемой катастрофы, если срочно не устранить проблему. Под натиском ретивого «коммунальщика» жилец задается вопросом: что мне теперь делать? И тут же в ответ ему выдают рекомендацию провести поверку, а еще лучше заменить в квартире все приборы учеты воды и электричества.

Если жертва сомневается, ей начинают угрожать, мол, начнут считать по нормативу, что неизбежно скажется на увеличении стоимости платежей за воду и свет. Пугают штрафами и даже отключением от ресурсов. В общем, делают все, чтобы жертва согласилась на визит мастера и процедуру поверки/замены приборов учета.

Дальше все развивается в зависимости от выбранного сценария. К жертве могут прийти для якобы поверки, чтобы провести ее и попросить за это деньги. Которые доверчивый и слабо разбирающийся в тонкостях процедуры пенсионер может заплатить, не задавая лишних вопросов. Причем никаких документов, штампов об очередной поверке в паспорте или чека об оплате (даже поддельного) ему никто не выдаст.

По второму сценарию − все счетчики снимут и поставят другие. Не факт, что новые! Просто другие.  За них заплатить потребуют больше. Сами приборы учета, демонтаж и монтаж, опломбировка, ввод в эксплуатацию – это же большие деньги!

При этом жильцу никто не подскажет, что замена любого прибора учета может проводиться только специализированной компанией с соответствующей лицензией. А опломбировку и введение в эксплуатацию может проводить только управляющая домом организация. И эта процедура абсолютно бесплатна для собственника!

Заплативший за замену счетчиков пенсионер вряд ли обо всем этом знает. Он убежден, что поступил правильно, хоть и дорого, конечно, вышло. Он списывает с новых приборов показания за месяц, подает их в свою УК или ТСЖ.

И тут выясняется, что эти показания недействительны. Потому что на балансе обслуживающей дом управляющей организации не значатся такие номера приборов учета. И потому что после замены приборов необходимо было обратиться в УК или ТСЖ, вызвать мастера на опломбировку и составить акт о вводе в эксплуатацию. Пломб нет, паспортов на приборы нет.

И в таких обстоятельствах, помимо траты денег на покупку бесполезного оборудования, жильцу еще может грозить штраф от коммунальщиков за самостоятельные манипуляции с прибором учета.

КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ

Если вам позвонили «коммунальщики», которые намерены произвести поверку или замену поквартирных приборов учета, следуйте нашей инструкции. Что касается водяных счетчиков:

1. Согласно закону об эксплуатации средств учета ресурсов, прибор учета холодной воды меняется через 6 лет после установки (некоторые модели через 5), счетчик горячей воды через 4 года. Все водяные счетчики нового образца меняются через 6 лет. Если за это время никаких подозрений некорректной работы приборов учета воды нет, можно смело игнорировать подобные звонки.

А если даже вы не помните, когда именно требуется замена счетчиков на воду, можно всегда узнать об этом в техническом паспорте прибора. Либо в едином платежном документе в верхней его части.

2. Если разговор с потенциальными мошенниками все-таки состоялся, вы можете смело попросить звонящего назвать адрес компании, чтобы приехать туда самостоятельно и обсудить все детали по поверке/замене счетчиков лично. Обычно после таких вопросов мошенники сразу бросают трубку и пропадают.

3. Поверкой и заменой счетчиков могут заниматься только аккредитованные специализированные организации. Это может быть как управляющая компания, так и фирма, которая производила установку приборов учета в вашей квартире ранее. Вы можете подобрать компанию и через интернет. Но помните, у нее должна быть действующая лицензия, проверить которую всегда можно на официальном сайте Росаккредитации.

Если позвонивший отказывается назвать свою фирму, номер лицензии, дать информацию, какие вы получите после визита сотрудника документы на приборы учета, документы, подтверждающие оплату, то с высокой долей вероятности можно сказать – вам звонит мошенник.

То же самое касается и электросчетчиков. Сначала пишется заявление в Энергосбыт или вашу управляющую организацию о том, что прибор вышел из строя или подошел срок замены электросчетчика. Приезжает специалист, который снимает последние показания со счетчика и дает разрешение на замену прибора учета. И как только вы его заменили, вы должны снова пригласить этого специалиста, чтобы поставить на прибор пломбы и подписать акт о вводе в эксплуатацию.

Будьте бдительны, перечисленные советы помогут вам или вашим близким сохранить кошельки и не нажить проблем, демонтировав исправно работающие счетчики.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если вы столкнулись с попытками навязывания подобных услуг по поверке или замене счетчиков представителями недобросовестных организаций, обращайтесь в полицию. Распространите соответствующую информацию среди своих соседей. Это поможет другим людям избежать потери денег и нервов.

Проект реализуется при поддержке Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области», Гильдии специалистов по связям с общественностью Самарской области и Благотворительного собрания «Все вместе».