«Кредит из воздуха». Как зарабатывают телефонные мошенники.

Цифровые технологии в последнее время стали не только хорошим подспорьем в обыденной жизни людей, но и распространенным инструментом среди мошенников. Чем дальше, тем больше преступники придумывают более изощренные способы обмана россиян. А суммы, украденные у населения, исчисляются миллиардами.

«Здравствуйте, это служба безопасности или полиция»

Это уже не секрет и не новость, что чаще всего мошенники звонят с незнакомых номеров и вежливым голосом представляются сотрудниками службы безопасности банка. Но, очевидно, жульническая схема продолжает работать, поскольку копилка жертв от действий обманщиков продолжает пополняться.

По такой же схеме мошенники пытаются украсть деньги под предлогом «на вас незаконно оформили кредит». Якобы чтобы избавиться от него, необходимо сообщить все СМС-коды, снять наличные и перекинуть их на защищенный счет. После из псевдобанка обещают перезвонить. Но воз и ныне там.

Другим предлогом увода средств может стать несуществующее уголовное дело на банк. Схема и в этом случае не меняется: чтобы «сохранить деньги», мошенники также предлагают положить их на защищенный счет.

Но самым, пожалуй, циничным способом обмана, играющим на чувствах людей, условно можно назвать «Алло, мам, я попал в аварию». В этом случае чаще жертвами мошенников становятся именно пожилые люди.

Секрет успеха мошенников

Мастерство мошенников состоит в том, что они хорошо манипулируют сознанием людей. За последние 10 лет мобильный телефон стал одним из основополагающих элементов жизни каждого человека, что делает его крайне уязвимым для различных манипуляций. У каждого мошенника разработан десяток схем, но все они завязаны на испуге жертвы.

Человеку заявляют о ситуации, которую он не может решить. И тут же предлагают выход из нее. На какой-то момент человека одолевает стресс, и его сознание остается подвешенным. А далее мошенник управляет этим процессом. Это так называемый гипноз-замешательство, который сейчас используется в криминальных целях.

Колл-центр из тюрьмы

Колл-центры находятся преимущественно в зонах, звонят осужденные из колоний, где их под давлением заставляют совершать звонки, иначе бьют и лишают еды.

Зачастую аферисты представляются специалистами банковской сферы. И даже представителями силовых ведомств. Чаще всего действуют из других регионов нашей страны. Самое главное, что должны люди знать, – ни под каким предлогом не предоставлять свои банковские реквизиты и не перечислять никому свои сбережения. Любые финансовые операции необходимо сверять со своим банком, который по телефону никогда реквизитов не запрашивает.

Меры безопасности

В ситуациях со звонками важно себя обезопасить и соблюдать несколько правил:

– Никогда не сообщать мошенникам полностью номер карты и цифры с оборотной стороны (так называемый CVV). Служба безопасности банка такими данными располагает и никогда о них не спросит.

– Класть трубку в начале разговора с обманщиками и звонить в свой банк для уточнения информации.

Перечислены самые популярные способы обмана россиян в коронавирус

– Никогда не снимать деньги с банкомата и переводить их на чужой счет, если этого требует на другом конце провода псевдобанкир.

– Быть самому напористым в разговоре с мошенниками и задавать им глупые вопросы, чтобы сбить с толку. Можно попросить лжецов описать свою внешность, что тоже поможет удостовериться в том, что звонит преступник.

– Если по легенде вашего «родственника» уже доставили в отделение полиции, то узнайте номер отделения, а после позвоните туда. Там точно скажут, доставлен такой человек или нет.

А можно ли победить мошенников?

При действующей системе быстрее и проще сделать более мощным информирование населения о способах мошенничества, привлекать к этому общественников, которые могут создать специальные памятки и материалы.

На первый план выходят меры правового просвещения. СМИ должны проявить социальную ответственность и начать публиковать информационные материалы, предупреждающие о способах мошенничества. Плюс ко всему делать это должны и банки, которые привлекают к себе клиентов. Банки тоже должны понимать, что защита клиента – это неотъемлемая часть взаимоотношений с клиентом. В каждом банке есть служба безопасности. Но далеко не везде есть обязанность по информированию граждан о тех способах мошенничества, на которые они могут нарваться.

Проект реализуется при поддержке Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области», Гильдии специалистов по связям с общественностью Самарской области и Благотворительного собрания «Все вместе».